Статьи

Человек начал любоваться цветами в Раю.

С древнейших времен цветы наши постоянные спутники в радостные, торжественные и трагические минуты. Они помогают нам выразить ярче нашу любовь, восхищение, уважение, верность и память, они естественным образом становятся одним из основных элементов декоративного оформления интерьера. Сегодня флористика это разновидность декоративно-прикладного искусства, которое воплощается в создании флористических работ (букетов, композиций, панно, коллажей) из разнообразных материалов (цветов, листьев, ягод, плодов, орехов и т.д.), которые могут быть живыми, сухими, консервированными.

 История флористики.

Первые цветочные композиции обнаружены в следах древних цивилизаций Египта, Греции и Рима. Уже в то время искусство по составлению гирлянд и венков из растительных материалов ценилось очень высоко, а люди, овладевшие этим искусством в совершенстве, считались художниками. В Европе букеты появились в 14-15 веках, вначале они собирались для аромата, были маленькие, типа бутоньерок, их прикрепляли к одежде. В 16-17 веках в Европе начали появляться первые ботанические сады и специально оформленные парки. Настали времена пышных букетов, свое развитие получил обычай дарения цветов. Владение «языком цветов» и искусством «цветосложения» стало считаться признаком хорошего тона знатной дамы. В начале 18 века вошли в моду большие букеты, они предназначались для украшения помещений. В России к середине 18 века преобладала мода на букеты в стиле «Виктория» (круглый) или «Помпадур» (односторонний вертикальный). Украшенный специальной кружевной салфеткой, букет «Виктория» мог содержать в себе до 100 и более цветов и напоминал маленькую клумбу. Цветы помещались в специальные футляры, роскошно украшенные лентами, кружевами и драгоценными камнями. Для длительного хранения предназначались Маккартовские букеты, носившие имя венского декоратора Ганса Макарта. Они составлялись из засушенных и подкрашенных цветов и плодов, различных трав, перьев экзотических птиц и хранились под специальными колпаками. Вместе с 19 веком пришла мода на букеты в стиле бидермейер. В этих букетах использовали живые, засушенные цветы, а также кружева, рюши и бархат. В таком букете были видны только головки цветов, собранные плотно друг к другу и составляющие разноцветные кольца, расположенные одно в другом. В начале 20 века цветочные композиции приобрели более строгий вид и элегантность. Большое внимание в букете уделялось свободе и пластике листа. Стиль модерн принес любителям цветов ассиметричный букет с небольшим количеством цветов. Более “естественный” подход к аранжировке цветочных композиций появился в 30-40-х годах 20 века, когда из дикорастущих и выращенных в теплицах цветов стали составлять композиции неброского, ”природного” вида. В 50-х годах флористы “играли” с кричащими, яркими сочетаниями цветов, В 70-е годы прошлого века, как и сегодня, в моду вошли классические букеты. Характерной особенностью составления букетов в настоящее время стало широкое использование новых материалов (флористический оазис, флористическая проволока,лента и т.д.),сухоцветов,и; более того,установлен международный ассортимент цветов.В букеты из срезанных цветов искусно включают сухоцветы и стабилизированные цветы, а также декоративные и сухие злаки. В связи с тем, что основой составления букета является форма и цветовая гамма, существуют рекомендации по составлению букетов в зависимости от их формы.

 Стили букетов

Некоторые западные специалисты и частности Д.Г.Хессайон по наиболее общим чертам выделяют четыре основных стиля флористики, которые отличаются от классификации отечественных флористов: Массивный стиль – по правилам этого стиля в пределах композиции частично или полностью отсутствует свободное место; Линейный стиль - определяющим является наличие свободного места в пределах границ композиции; Линейно - массивный стиль - сочетание двух предыдущих стилей. Характеризуется наличием свободного места в пределах композиции и только промежутки между контурными элементами заполнены растительным материалом; Смешанный стиль- аранжировка, которую невозможно отнести ни к одному из перечисленных стилей. Возможна и другая классификация работ (по способу создания): 1) Композиция с одной точкой роста (радиальные): А) декоративные, б) форма-линейные, в) вегетативные, г) свободные. 2) Композиции с несколькими точками роста (параллельные): А) декоративные, б) графические, в) вегетативные, г) свободные. Массивный стиль предполагает мягкий, плавный переход между всеми элементами композиции, стараясь не выделять фокусной точки. Таким образом, в массивном стиле выдерживается принцип постепенного изменения цвета, формы, когда стоящие рядом цветы скорее сливаются друг с другом, чем контрастируют. Ярким примером массивного стиля является бидермейер, самая распространенная композиция массивного стиля - букет в вазе. Основная особенность линейного стиля – это наличие свободного пространст-ва в зрительных границах композиции, когда большая часть растений относится к линейному растительному материалу. Линейный стиль противопоставлен массивному практически по всем характеристикам: по происхождению, способу крепления, выбору и методу использования растительного материала. В композициях линейного стиля растительный материал используется очень скупо, здесь каждый элемент значим сам по себе, общее же впечатление зависит от того,как обыгрывается пространство между всеми элементами. Акцент делается на линии, а не на заполнении всего свободного пространства. Постепенность переходов для композиций в линейном стиле не важна, а иногда и просто нежелательна. Самый простой и яркий пример линейной композиции это икебана. В 60-е годы 20 века возник свободный стиль, ассиметричный, не имеющий строгих очертаний, лаконичный. В таких композициях не боятся цветовых контрастов и не стремятся заполнить все пространство между элементами растительным материалом-наполнителем. Сосуд выступает как часть композиции, четких правил по составлению таких композиций не существует.

Формы растений.

Применяемые во флористике растения можно разбить на три группы: большого, среднего и малого значения. Если флорист знает, что такие цветы как Эремурус, Дельфиниум, Лилии или Стрелиции, являются доминирующими, то ему ясно, что эти формы большого значения будут выглядеть наилучшим образом, только когда их немного. Как и вся работа в целом они требуют значительного свободного пространства. В одной работе не рекомендуется смешивать различные формы большого значения, так как они снижают выразительность друг друга. Цветы этой формы лучше смотрятся в комбинации с цветами и растениями малого значения. Наиболее характерные представители группы среднего значения – Ранункулус, Гвоздика, Тюльпаны и Нарциссы. Если в работе использовать немного форм этой группы или даже одну, то композиция от этого только выигрывает. В комбинации с цветами групп и форм большого значения, цветы среднего значения всегда ставят ниже, а в комбинации с растениями малого значения – выше. Особенно хороши в этой группе Пионы; крупноцветная Хризантема и Гортензия. Эти и подобные им цветы как нельзя лучше подходят для работ в декоративном стиле, но тем не менее их можно ставить и по одному. Формы среднего значения требуют значительно меньшего пространства, чем большие. Формы малого значения лучше смотрятся в массе. Наиболее типичные представители этой группы – Маргаритки, Незабудки, Примулы, Калужница болотная и мох. Им нужно совсем немного пространства, поэтому в основном их располагают под большими и средними формами.

 Группировка частей композиции, оптический вес и баланс, закон рычага.

Несколько аранжировок могут объединяться в группы. При этом их нельзя ставить бессвязно друг с другом. Группа должна создавать связи, порядок, ясность, красоту. Существует определенное поле напряжения, в котором находятся части экспози-ции. Именно оно обуславливает взаимосвязь частей и возникает благодаря нашему чувству потребности в балансировке. Гравитационная сила, благодаря которой у нас возникает ощущение веса и необходимость уравновешенности нагрузки справа и сле-ва, заставляет флористов очень серьезно подходить к вопросу баланса. Между сторонами композиции чувствуется некая ось (прямая,которая проходит сквозь точку равновесия группы). При этом стороны могут быть разными или одинаковыми .Значит нагрузка на этих сторонах будет одинаковая или разная. Груз на одной из сторон требует противовеса на другой. В этой игре сил и находится основное композиционное правило образования группы. Чтобы понять, что такое баланс необходимо определиться с понятиями оптического веса, оптического баланса, закона рычага, симметрии и асимметрии. Оптический вес является весом, воспринимаемым глазом, он не имеет ничего общего с фактическим весом. Две одинаковые керамические вазы,одна наполненная водой, а другая пустая, зрительно воспринимаются одинаково тяжело. То есть впечатление оптического веса зависит от различных свойств предметов. Исследуя наши ассоциации,связанные с различием цвета, формы и размера, можно прийти к следующим выводам: - прозрачное смотрится легче,чем непрозрачное; - гладкое смотрится легче,чем грубой фактуры; - мягкое смотрится легче,чем жесткое; - светлые краски смотрятся легче,чем темные; - круглые формы смотрятся тяжелее,чем длинные,узкие; - широко стелющиеся формы смотрятся тяжелее,чем стремящиеся вверх; - множество маленьких бутонов смотрятся легче,чем одна большая замкнутая масса такой же площади. Говорят об оптическом балансе, когда зрительно выравниваются два оптических веса, то есть на обеих сторонах групповой оси находятся примерно равные весовые соотношения. При этом решающим является не только сам оптический вес,но и удаление от групповой оси. Оптический вес и удаление находятся во взаимосвязи и следуют определенной закономерности, закону рычага. Смысл этого закона заключается в том,что боль- шой вес на одной стороне композиции будет уравновешен меньшим весом на другой в том случае,если меньший удален дальше от групповой оси. Закон рычага гласит: «Рычаг с двумя плечами находится в равновесии,если предметы, расположенные на нем, находятся на одинаковом расстоянии от центра и равны по весу». Если же мы имеем разный вес, то короткое плечо должно быть больше нагружено,чем длинное. Части каждой композиционной группы действуют как нагрузка двух плеч рычага. Каждая сторона группы - это плечо рычага. Воспринимаемая групповая ось является одновременно и весовой точкой для оптического взвешивания. Если оптически воспринимаемые меры веса и удаление частей от весовой точки согласовывается с законом рычага, то мы говорим об оптическом равновесии. Композиция без оптического равновесия зрительно опрокидывается и неуверенно стоит. Это чувство неуверенности является моментом дисгармонии и не позволяет возникнуть полному восприятию и чувству гармонии. Для человека, как организма, чувство равновесия является жизненным условием. Знание закона рычага помогает флористу избегать ошибок и облегчает поиск необходимых исправлений в его работе.

 Симметрия и асимметрия в композиции.

Существует два основных способа создания флористических работ – симметричная и асимметричная постановка материала. Если основной мотив композиции помещается в ее геометрическую середину, а справа и слева образуются две стороны, имеющие одинаковую длину, мы имеем дело с симметричной композицией. Ось симметричной композиции – подразумеваемая вспомогательная линия – должна проходить через ее геометрическую середину. Она же является одновременно и осью симметрии. Оптический центр тяжести должен находиться на оси, а значит и основной мотив композиции должен обязательно находиться на этой вспомогательной линии. Он и будет зрительно разделять саму композицию на две половины. Симметрия бывает зеркальная ( материал зеркально расставлен относительно оси), зрительная (оптическая - добиваемся ее при помощи схожих цветовых решений,ставим при этом различный материал), вертикальная, горизонтальная, радиальная или лучевая (чаще наблюдается в круглых работах, например в венках), симметрия при постановке нескольких работ, так называемая групповая симметрия (работы расположены на одинаковом расстоянии, могут иметь похожее расположение материала). Все,что находится на одной стороне, должно повторяться на другой стороне, иметь одинаковый цвет и вид, распространяться на равное расстояние от оси группы и быть на равной высоте и глубине. Эта гармоничность должна быть действенна оптически. Внешний вид справа должен соответствовать внешнему виду слева, хотя фактически число цветов в цветочной композиции на разных сторонах может быть различно. Симметричное построение называется еще строгим или архитектурным, воздействует ясно и строго,как геометрическая фигура. Синонимами для нее являются: замкнутость, концентрация, спокойствие, достоинство, строгость, торжество. Поэтому принцип симметрии является подходящим для торжественного или официального случая, украшения церковного праздника. Флористы используют следующие симметричные композиции : формовые деревья, гирлянды, цветочные колонны или цветочные пирамиды, декоративные аранжировки и цветовые стены. Если флорист хочет смягчить строгость симметричного построения, он может использовать более свободные отдельные мотивы, более светлые и нежные цвета, изящно свисающие формы. В отличии от строгого порядка симметрии, асимметрия называется свободным порядком. Хотя свобода и непринужденность на самом деле мнимая. Флорист должен обязательно знать правило баланса и уметь его применять,поэтому создание асимметричных композиций оказывается более сложным,чем симметричных. Первый и самый важный принцип при создании асимметричных композиций - основной мотив нельзя разместить на геометрической середине композиции. В большинстве случаев его размещают в правую или левую треть основной площади. Между геометрической серединой и основным мотивом или на самом основном мотиве лежит ось всей группы с ее центром тяжести. Она может быть установлена только чувственно, а не геометрически. Все части, которые дополняют основной мотив, являются разными по виду, высоте и глубине. Рядом с главной частью расположена второстепенная, а на другой стороне группы – третья часть, которая изображает оптическое равновесие. Здесь действует закон рычага, поэтому чем меньше и, соответственно легче изображен противоположный основному мотив,тем дальше он должен быть поставлен,чтобы соблюдался баланс всей группы в целом . Баланс может регулироваться следующими способами: - изменением оптического веса основной и второстепенной частей; - удалением или приближением части к групповой оси; - к трем основным элементам могут быть добавлены и другие связующие части композиции. Основная фигура асимметрии – это неравносторонний треугольник, который объединяет три мотива. Создать асимметричную композицию достаточно сложно. Наблюдатель часто может находить ее прекрасной, не понимая, что именно вызывает такие чувства. Это делает асимметричную группу привлекательной и фантазия имеет здесь неограниченную возможность. Воздействие асимметричных композиций хрупкое, свободное, непринужденное, случайное. Так как каждая часть неповторима, различия становятся более видимыми и эффектными,чем в симметрии. Чувствуется движение, действие и противодействие, созвучие. Поэтому асимметрия имеет что-то общее с сущностью всего живого материала композиции. Таким образом, оживленность и развитие, свобода и разнообразие цветов и растений в асимметричных группировках выражаются лучше, чем в симметричных. Это воздействие можно усилить богатством комбинаций цветов с мягкими тонами, или применением графических форм. Смягчить асимметрию можно с помощью ясного одного или двухцветия или посредством симметрично оформленных отдельных частей. Асимметричная композиция используется для всех вегетативных, форма-линейных стилей. Асимметричные группировки позволяют взгляду свободно перемещаться по всем частям экспозиции, в то время как симметричная группа приковывает взгляд к середине. В больших декорациях, тематических экспозициях асимметрию используют в том случае, если есть веселый, жизнерадостный или романтический повод.

 Законы ограничения и ранжирования.

Закон ограничения гласит: в группе не должно содержаться более, чем три (самое большее четыре) части и, следовательно, мотива воздействия. Если их взять меньше (например две), то группа смотрится незавершенно, а если больше – запутанно, необозримо, в строении неясно. Причина этой закономерности в следующем. Если мы возьмем только две части, то воздействие будет равновеликим и они будут конкурирующими. Только третьим участником достигается баланс, некоторое совершенство. Мир людей следует примеру природы, в которой тройственность является олицетворением совершенности. Кроме того существует и «техническая часть» этого феномена. При быстром обзоре человек обычно запоминает три (изредка четыре) различных вещи. Поэтому ограничение во флористике, основанное на трех основных единицах, делает экспозицию обозримой и понятной. А так как непонятные и запутанные вещи человек в основном равнодушно отклоняет от своего восприятия, они для него становятся некрасивыми. Правильно оформленная по закону ограничения композиция противопоставяется случайному скоплению или запутанному беспорядку. Аранжировка сама по себе будет смотреться интереснее, если в ней будет присутствовать три цвета или в ней представлены,например, три подвижные формы. Поэтому флористы говорят, что в ограничении лежит мастерство. Это не означает, что из «немногого» нужно сделать «что-то», а наоборот, «многое» приводить в порядок, делать из него хорошо продуманную картину. Как работает закон ранжирования? В музыке мы часто замечаем, что один голос исполняет основной мотив, а другие голоса лишь сопровождают его, придают гармоничность. Во флористике эти понятия тоже очень близки. В группе существует один основной мотив, который играет ведущую роль, а все остальные ее части приспосабливаются к нему. Благодаря этому устраняется «соперничество». Если бы этого не происходило, каждая часть выглядела бы самостоятельно и группа распалась. Какие же композиционные свойства могут выделить основной мотив группы? - Размер : больший преобладает над малым. - Цветность : светлый доминирует над темным, активный – над пассивным, чистый цвет доминирует над смешанным. - Форма движения : гордый и выпрямленный смотрится более значительно, чем низкий, широкий и наклоненный в сторону. - Положение по высоте : высокое доминирует над всем, что ниже, даже если размер, цветность и форма движения не являются доминантными. - Место расположения : самый существенный параметр. При симметричном расположении доминанта находится в геометрической середине. Ранжирование в своих значениях может быть различным. Очень сильно оно будет выражаться, например в букете линейно-массивного стиля с орхидеями, где все цветы, даже если они расположены выше этого экзотического цветка, должны быть менее значимыми. А в круглом, пестром букете из летних цветов в глаза будут бросаться только наиболее крупные цветы, а остальные будут восприниматься как фон. Поэтому в замкнутых группах этот закон ранжирования имеет большее значение в выборе цветовой гаммы, чем в выборе и расположении форм. В разрыхленных группах или группах с раздельными частями закон ранжирования – это очень важный закон группы, который преследует следующие цели: - Группа содержит взаимосвязь, подчиненные части приспосабливаются к преобладающему мотиву в форме, движении, цвете и структуре. - Группа содержит хорошо понятное выражение, так как доминанта определяет тему и приложенное к ней подчеркивает эту тему. - Группа должна быть легко обозримой, наш взгляд передвигается соответственно градации значимости. - Все части, даже в наибольшей степени подчиненные, дожны быть хорошо продуманы, так как взгляд, пусть и не сразу, но перейдет к ним. - Группировка с четким ранжированием доказывает творческое умение. Поэтому она выглядит элитной по сравнению с группой, где части просто стоят рядом.

Золотое сечение во флористике.

Закон пропорций применяется в дизайне и флористике для создания гармоничных композиций. Эти работы построены на принципах золотого сечения и чисел Фибоначчи, которые уравновешивают различные элементы в целой работе. Математик Леонардо Пизанский (или Фибоначчи) нашел соотношение 1:2:3:5:8:13:21:34 и т.д., в котором каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел. Во флористике применяют это соотношение таким образом: например, при размещении цветов в вазе на высоту вазы должно приходиться три части, на высоту цветов над вазой – пять частей и высота всей композиции составит восемь частей. Примерно так же должны соотноситься части в букете, который держат в руках. При создании композиции в плоской вазе используют те же соотношения отдельных частей, но вместо высоты берут обычно диаметр вазы. Пропорции в работах : а) По высоте: Измеряем высоту вазы, определяем, сколько частей она будет составлять( 1, 2, 3) , вычисляем высоту будущей композиции через пропорции (3 части, 5 частей, 8 частей) б) По длине: Измеряется длина вазы, или диаметр, и пропорционально вычисляется ширина будущей работы. в) По высоте и длине: Работа имеет горизонтальное направление, хотя за основу в расчетах берется высота вазы. Это соотношение часто называется «закон рычага», т.е. чем длиннее отрезок,тем зрительно массивнее должен быть центр тяжести. г) В распределении материала в работе (масса материала). Чаще всего наблюдается в постановке так называемой асимметричной группы, где главная композиция составляет 8 частей, рядом расположенная 3 части, и дальняя – 5 частей.

 Цвет и его воздействие.

Цвет одно из свойств материальных объектов, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Цвет важнейшее средство художественной выразительности в искусстве флористической аранжировки. Для флориста важно знать, что цвет является сильным эмоциональным фактором и может использоваться для того, чтобы создать или поддержать настроение. Цвета, которые нельзя получить посредством смешения, называются основными или первичными цветами. Это – желтый, красный и синий. В основе теории цвета лежит цветовой круг. Круг состоит из многочисленных чистых цветов, у каждого из которых есть светлые и темные оттенки. Существуют три основных способа гармоничного создания этих цветов. Самый смелый – сочетание контрастных цветов, располагающихся на круге друг против друга, самый спокойный – сочетание похожих цветов, располагающихся на круге по соседству, а самый изысканный – использование разных оттенков одного цвета. Построение цветочной композиции на основе цветового контраста позволяет достичь богатого напряжения, живого воздействия, акцентирования внимания на конкретных элементах. Рассмотрим некоторые оттенки цвета и их воздействие. Белый цвет. Чувственные и оптические явления : светлый, чистый. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, связаны со спокойствием и праздничностью. Воздействие внутри цветовой комбинации: дает свет. Желтый, золотисто-желтый цвет. Чувственные и оптические явления: лучистый, струящийся, солнечный. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона – взбудораживающие, бодрящие. Воздействие внутри цветовой комбинации: приносит широту и лучистость в картинку, добавляет живость. Бежевый, песочный цвет. Чувственные и оптические явления: матовый,сухой. Цветовые настроения – успокаивающие, но не охлаждающие. Воздействие – тихий, контрастный или промежуточный тон. Цвет молодой листвы и цвет липы. Чувственные и оптические явления: свежий, зовущий прислониться. Цветовые настроения – дружественные. Воздействие выражается в необходимости партнера, который бы поддержал (коричневый,темно-зеленый, темно-синий). Розовый цвет, цвет лососины. Чувственные и оптические явления: нежный, мягкий. Цветовые настроения – смягчающие. Воздействие : приносит дружественную, мягкую освещенность в игру цвета, без темных партнеров смотрится тускло, блекло,слабо. Светло-голубой, цвет неба. Чувственные и оптические явления: воздушный, свежий,мягкий.Цветовые настроения – мечтательность, освобождение. Нежно-лиловый, пастельно-фиолетовый цвет. Чувственные и оптические явления: бессильность, нерешительность. Цветовые настроения, исходящие от цветового тона – сдержанность, пугливость. Светло-серые тона. Чувственные и оптические явления: светлые, бесцветные, туманные. Цветовые настроения успокаивают, отвлекают. Черный, антрацит, темно-серый. Чувственные и оптические явления: темные, мрачные, безжизненные, спокойные. Цветовые настроения – серьезность,сдержанность Воздействие: приносят глубину и бесконечность, слишком мрачные. Фиолетовый цвет. Чувственные и оптические явления: тяжелый, глубокий. Цветовые настроения – серьезность, обдуманность. Воздействие – углубляет и успокаивает. Синий цвета ночи, синий ультрамарин. Чувственные и оптические явления: спокойные, отрезвляющие, ясные. Цветовые настроения – господство без возбуждения чувств. Воздействие : заставляют светиться «солнечные» тона. Пурпурно-красный. Чувственные и оптические явления: полной мягкой жары. Цветовые настроения – возвышает, создает чувства существенного. Воздействие – приносит наполненность и глубину. Цветовое настроение композиции зависит от : Количества. В большинстве случаев тот цвет, которого использовано больше, задает тон. Выбранной гармоничности. Сочетание с незначительным контрастом смотрится не так напряженно, мягче, чем гармоничность с большим контрастом. Качества. Использование множества чистых красок может легко привести к пестроте, в которой ни один цвет не может передать особое настроение. Смешанные цвета, наоборот, соединяют и смягчают, создают обрамление, в котором чистый цвет может расширить свое воздействие. Расположение красок. Если краска однородно распределена в композиции, ее воздействие несильное. Если же она сосредоточена в одном месте, ее воздействие значительно усиливается.

Контраст, гармония больших и малых контрастов.

Контраст – это различие. При малейшем различии цвета возникает напряжение в восприятии. Большие различия очень сильно напряжены и в этом случае мы говорим о полярном контрасте или противоположности. Светлость желтого, например, смотрится рядом с тусклым черным очень выделяющимся. А если желтый стоит рядом со светло- -зеленым, его светлость едва ли будет заметной, в глаза бросится только изменение цвета. Разобраться в вопросе подбора цвета помогает знание гармонии, которую флористы условно подразделяют на два вида: гармония цветов с незначительными различиями и гармония цветов с большим контрастом. Гармония больших контрастов. При цветовой гармонии больших контрастов комбинируются оттенки цвета, которые достаточно сильно удалены друг от друга в цветовом круге. Если брать такие цвета без связывающего промежуточного тона или окружающих их цветовых нюансов, то цветовое звучание смотрится напряженно и динамично. А при более чем трех цветах в равных количествах композиция получится слишком пестрой. Флористы охотно ограничиваются гармоничными двухцветными или трехцветными сочетаниями. Гармония малых контрастов. Гармонию малых контрастов называют также гармонией малых расстояний. Это говорит о том, что речь идет о цветах, которые находятся в цветовом порядке рядом друг с другом, как в цветовом круге, так ив цветовом шаре. Существует три гармонии малых контрастов: гармония созвучия, гармония родственных цветов, гармония соседних красок. Гармония в созвучии . В этом случае флорист подбирает один цвет с различным значением светлости. Их диапазон можно увидеть на цветовом шаре, если постепенно идти от чистого цвета на экваторе вверх или вниз к белому и черному полюсу. Пастельные тона и более темные тона относятся к одному чистому цвету. Если флорист комбинирует различные цветы по этому закону гармоничности, нужно быть внимательным, чтобы найти подходящий цветовой нюанс. К пурпурной розе и розоватому оттенку левкоя подходит не каждая розовая гвоздика. Ведь оттенок может переходить уже в слегка красно-оранжевый цвет и гармония может не состояться. Композиции с цветовой гармонией в созвучии смотрятся спокойно, мягко, тонко, согласовано и сдержанно, как игра со светом и тенью только одного цвета. Поэтому она хороша там,где речь идет о аристократической сдержанности, о скромности, о тонком нюансе и мягком цветовом воздействии. Гармония в созвучии – это база каждой композиции с использованием цвета. Она может обогатить все другие гармонии, прежде всего большого контраста, так как она содержит необходимый контраст освещенности. Гармония родственных цветов. Родственные цвета происходят от похожих основных цветов, без больших различий. Сюда могут относиться и смешанные краски, и пастельные тона, в которых присутствуют части основного цвета. Различают восемь цветовых семей. Желтое семейство: желтый, золотисто-желтый, кремово-желтый, песочно-коричневый, ярко- оливково-желтый. Красная семья: от оранжевого до фиолетового в цветовом круге, кроме того, к ней относится множество смешанных красок;пастельные и темные тона. В оранжевую семью входят оранжевый цвет, желто-оранжевый,красно-оранжевый, оранжевый,как лиса,медный,каштаново-коричневый Имеется также фиолетовая, синяя, зеленая,не цветная, коричневая семья. Использование гармонии цветов ведет к свободному от напряжения, сконцентрированному на основной краске эффекту. Но это может создавать и негативный фон монотонности и однообразия. А несколько пятен красок из другого семейства могут оживить аранжировку. При этом гармония преобладающей цветовой семьи не будет разрушена. Гармония соседних красок Если составить композицию с использованием желтого, желто-оранжевого,оранжевого и красно-оранжевого цвета, то есть использовать четыре цвета из цветового круга, находящиеся рядом друг с другом, то это будет гармония соседних цветов. Если же к желтому цвету приобщить зеленый, как листва, то для образования гармонии соседних красок нужно добавить желто-зеленый цвет молодой листвы или соответствующий ему смешанный нюанс, например светло- оливковый. Это соседство красок можно определить при помощи угла, исходящего из центра в цветовом круге. Смешанные цвета будут входить в гармонию соседних красок исходя из их родства с чистыми цветами Примеры такой гармоничности часто можно наблюдать в растительном мире. Цвет горошка сочетает в себе красный, пурпурный, фиолетовый и сине-фиолетовый цвет с соответствующими пастельными красками. Гармоничность соседних красок может дополняться цветами, лежащими в цветовом кругу напротив.

Способы крепления, инструменты и аксессуары.

Флористическая губка, другое название «оазис». Флористическая губка(OASIS, флористическая пена, флористический пенопласт, пиафлор) – это синтетический влагоемкий материал пенообразной формы с капиллярными свойствами, хорошо впитывающий и долго удерживающий влагу, предназначен для крепления живого или сухого растительного материала.

Липкая лента «оазис тейп». Это прочная липкая лента бывает широкой и узкой. Широкую ленту в основном используют для крепления к сосуду флористической губки или мятой петельной проволоки. Узкой лентой иногда перекрещивают отверстие широкогорлого сосуда для закрепления растений. Флористическая лента из вощеной бумаги имеет свойство растягиваться при натяжении и становится липкой от нагревания руками, она нужна для того, чтобы соединить стебли цветков или для закрепления цветка на проволоке.

Пластмассовая наколка «лягушка». Это простейшее крепление для флористической губки. Наколка представляет собой пластмассовый круг с четырьмя шипами. Основание – круг прикрепляется к сосуду с помощью вязкой массы, а губка накалывается на шипы.

Липкая масса «оазис фикс». Это полоска незатвердевающей липкой массы, используется для соединения сухих поверхностей. Часто применяется для закрепления в сосуде пластмассовой или металлической наколки.

Петельная проволока «мятая проволока», «аранжировочная сетка». Чаще используют сетку из тонкой проволоки с ячейкой диаметром 5 см. Отрезают жесткий край, сворачивают сетку в рулон, сжимают в комок и укладывают в сосуд. Петельную проволоку применяют для композиций, содержащих большое количество высоких и тяжелых растений. Сеткой с ячейкой в 2,5 см часто затягивают флористическую губку, если готовят крупную композицию. Некоторые используют охотнее оцинкованную сетку, чем оплетеную пластиком, но с ней надо быть осторожными, так как можно поцарапать стенки ценного сосуда. После употребления сетку моют, сушат и используют много раз.

Пробирка для цветов. Пробирки применяют в композициях, где растения нужно поднять выше, чем это позволяет длина их собственных стеблей. Как правило, высота пробирки бывает 30 см, и ее заостренный кончик подвязывают к прутку, который вставляют во флористическую губку или мятую проволоку. Прежде чем поставить в пробирку растения, ее наполняют водой и в дальнейшем следят,чтобы воды было достаточно.

Камешки и мраморные шарики. Маленькие кумушки издавна использовались для закрепления срезанных цветов. Круглые мраморные шарики или плоские стеклянные бляшки в стеклянной вазе украшают аранжировку. Затвердевающая формовочная масса «драй-хард». Массу используют как крепеж в долго сохраняющихся композициях из сухих и искусственных цветов. Она затвердевает спустя несколько часов после создания композиции, так что ни ее саму, ни растения в дальнейшем уже нельзя использовать на что-то другое.

Для закрепления в горшке стволика декоративного дерева часто применяется алебастр.

Незатвердевающая формовочная масса «стей-софт». Массу используют как крепеж в аранжировках из сухих или искусственных цветов, которые впоследствии разбирают и применяют для других композиций или в тех случаях, когда композиция включает временные аксессуары, например свечи. Вместо незатвердевающей массы можно использовать пластилин.

Склейка. Быстросохнущую склейку применяют в композициях из сухих растений для приклеивания цветов или листьев к другим растениям или сосуду. При нанесении клея удобнее пользоваться специальным пистолетом-склейкой.

Наколка «кензан». На тяжелом круглом или прямоугольном основании наколки прочно закреплены несколько рядов иголок. Основным преимуществом наколки является то, что она хорошо удерживает толстые и тяжелые стебли. Для низкого сосуда достаточно одной наколки(диаметр 7,5 см), для крупной композиции в глубоком сосуде ее можно использовать вместе с другими средствами крепления. Существуют металлические сосуды, которые составляют одно целое с наколкой. В них можно наливать воду и использовать как вазы.

Спасибо за подбор информации Соловьевой Марине.